КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?
- Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
- Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
- Предложить агрессору мысленно оказаться в другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
- Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
- Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствах и способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов»
- Поискать, с чем в словах обидчика можно согласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
- Иногда имеет смысл выразить свое несогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
- И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.
раскрыть » / « свернуть